Мапа сайту Повна версія
Зробити ставку з мобільного
1958 год. В разгар холодной войны победителем первого конкурса им. Чайковского стал американский пианист

Американский пианист Вэн Клайберн (тогда его называли у нас чаще Ван Клиберн) в 1958 году с триумфом стал победителем самого первого конкурса им. Чайковского. Тогда был разгар холодной войны, американские газеты злорадно писали, что "у них все места уже заранее поделены, первое своему советскому... " Может, так и было задумано, но уже после первого тура среди московских любителей музыки разнесся слух об американском пианисте, который очень проникновенно и душевно исполняет русскую классику, и на всех последующих выступлениях в следующих турах собирался аншлаг и зал восторженно принимал исполнение Клайберном произведений Чайковского и Рахманинова. Московские любители музыки, прослезившись, называли его на русский манер "Ваней" и говорили "Да он, наверное, русский". Жюри присудило Клайберну Первую премию и затем было множество триумфальных турне по городам СССР.

Имя этого музыканта известно каждому любителю музыки. Этот пианист стал легендой уже после своей громкой победы на конкурсе имени Чайковского, в независимости от того сложилась бы его дальнейшая музыкальная карьера или нет

«Вэн Клайберн — двадцатитрехлетний американский пианист — показал себя большим артистом, музыкантом редкого дарования и поистине неограниченных возможностей» (Эмиль Гилельс)

«Я считаю Вэна Клайберна гениально одаренным пианистом... Его победа на таком трудном конкурсе [речь о конкурсе Чайковского] по праву может быть названа блистательной. Его врожденный артистизм и тончайшая музыкальность облагораживают все, что он играет...» (Святослав Рихтер)

«Это молодой Рахманинов!» воскликнул Гольденвейзер, впервые услышав игру Вана Клиберна.

Есть ли ещё один такой музыкант, получивший в свои 25 лет подобные высокие оценки своего мастерства от гениев

пианистов ХХ века!? http://www.lemmatizer.org/person.php?p=cliburn

Для российских ценителей искусства разных поколений Ван Клиберн - человек-легенда. Американский музыкант - ученик выпускницы Московской консерватории Розины Левиной. После триумфальной победы в Москве Клиберн завоевал признание во всем мире. Его альбом с записью первого фортепианного концерта Чайковского стал платиновым. За этот альбом Клиберн был удостоен премии «Грэмми».

http://www.gazeta.ru/news/culture/2009/09/16/n_140...

Харви Ван Клиберн родился в 1934 году в американском городе Шривпорте (штат Луизиана). С трех лет Ван Клайберн учился играть на фортепиано у своей матери Рильдии Клайберн. Его мать училась вместе с Артуром Фридхаймом, который был учеником Ференца (Франца) Листа. Первое публичное выступление состоялось, когда мальчику исполнилось 4 года. В 12-летнем возрасте он дебютировал с Хьюстонским Симфоническим оркестром в качестве победителя национального конкурса молодых пианистов в США. В 1954-м окончил Джульярдскую музыкальную школу в Нью-Йорке, где обучался под руководством Розины Левиной, чье имя выгравировано на доске выдающихся выпускников Московской консерватории. Всемирную известность ему принесла первая премия на I международном конкурсе им. П.И.Чайковского в 1958 году. Тогда Дмитрий Шостакович и Святослав Рихтер назвали Ван Клиберна гениально одаренным пианистом. А патриарх московских пианистов Александр Борисович Годенвейзер, услышав впервые Клиберна, воскликнул: "Это молодой Рахманинов".

На родине его встречали как национального героя. А день 20 мая в США стали отмечать ежегодно как День музыки - поскольку именно в этот день в Москве в 1958 году Ван Клиберн получил золотую медаль победителя Первого конкурса Чайковского. С 1960 по 1972 гг. Клиберн гастролировал в СССР 4 раза: в обеих столицах, Киеве, Минске, Тбилиси, Сочи и Новосибирске. Он сделал много уникальных записей большинства фортепьянных концертов и своих сольных выступлений. Выступал он для президентов США (начиная с Гарри Трумэна), членов королевских домов Европы и глав государств Европы, Азии и Южной Америки. В 1962 году Ван Клиберн основал Международный фортепианный конкурс своего имени, который стал одним из самых престижных в мире. Им основаны стипендиальные программы в вузах Америки, Будапешта, Москвы и Ленинграда. В разных городах США его именем названы концертные залы.

В 80-е годы известный пианист с головой ушел в благотворительность и почти прекратил концертную деятельность. Обучение и развитие талантов юных исполнителей всегда было главным интересом Ван Клиберна. Он основал стипендиальные программы во многих музыкальных университетах, включая Школу Джуллиард, Консерваторию Цинцинатти, Христианский Техасский Университет, Университет Луизианы, Академию Листа в Будапеште, Консерваториях Москвы и Ленинграда. Он работал в Попечительском совете Академии Искусств в Интерлокене и Мичигане, где создал стипендиальные программы. Он построил Vаn Сliburn Sсhоlаrshiр Lоdgе в Интерлокене, чтобы собирать дополнительные средства.

На сцену он вернулся только в 1987 году, и снова это было связано с СССР. Пианист выступил в Белом доме в Вашингтоне на торжественном ужине в честь Михаила Горбачева. Два года спустя, когда прошел уже 31 год после памятного Конкурса Чайковского, Клиберн вернулся в СССР, чтобы выступить в Большом Зале консерватории в Москве и Ленинграде. Видно почувствовав вкус к сцене и рампе, Клиберн в 90-х годах снова стал активно гастролировать, выступал с различными симфоническими оркестрами Америки.

В 1998 году в связи с 40-летием Международного конкурса им. П.И.Чайковского одну из звезд в созвездии Лира Российская академия наук назвала именем Ван Клиберна. В 2001 его имя было увековечено в зале Славы Американской классической музыки, а он был удостоен пожизненной Премией за достижения Техасского культурного фонда. А его запись 1958 года Первого концерта Чайковского была помещена в зал славы Национальной Академии. В июле 2003 Президент Буш вручил Ван Клиберну Президентскую Медаль Свободы, самую значимую гражданскую награду. В феврале 2004 Национальная Академия записи и науки на вручении телевизионной премии Грэмми, наградила пианиста Пожизненной Премией за достижения в искусстве. Удивительно, но Ван Клиберн, как символ успешного культурного сотрудничества между Советским Союзом и Соединенными Штатами времен "холодной войны", в период существования СССР так и не удостоился, ни одной медали.

В 2004 году он выступил с сольным концертом на 50-летии Общества по правам человека в Центре Джона Кеннеди в Вашингтоне. В честь возвращения Ван Клиберна на сцену была выпущена коллекция из 8 компакт-дисков, в которую вошли многие его классические концертные выступления и, в первую очередь, Первый концерт Чайковского для фортепиано с оркестром.

В один из своих визитов в Россию в 1998 году: «Все свободное время посвящу встречам с друзьями, хочу побыть в России просто как обычный турист». В 2004г. Владимир Путин вручил пианисту в Кремле Орден Дружбы. В 2009 году после долго перерыва пианист посетил Москву, где дал серию своих мастер-классов, прошедших с большим успехом.

Музыкант рассказал, что любовь к Москве у него началась в очень юном возрасте, когда родители подарили ему иллюстрированную "Всемирную историю", где он нашел фотографии Кремля и собора Василия Блаженного. Отправляясь в 1958 году в Россию, он не думал продвинуться на конкурсе дальше первого тура, зато рассчитывал увидеть эти архитектурные чудеса наяву...

http://www.playcast.ru/viewFull/1173492/4cd9c43e8f...

 

DnDn

Даруйте дітям откритки з видами Капітолію! :))))))

 

negredo

Ответ на сообщение пользователя DnDn показать

Американский пианист Вэн Клайберн (тогда его называли у нас чаще Ван Клиберн) в 1958 году с триумфом стал победителем самого первого конкурса им. Чайковского. Тогда был разгар холодной войны, американские газеты злорадно писали, что "у них все места уже заранее поделены, первое своему советскому... " Может, так и было задумано, но уже после первого тура среди московских любителей музыки разнесся слух об американском пианисте, который очень проникновенно и душевно исполняет русскую классику, и на всех последующих выступлениях в следующих турах собирался аншлаг и зал восторженно принимал исполнение Клайберном произведений Чайковского и Рахманинова. Московские любители музыки, прослезившись, называли его на русский манер "Ваней" и говорили "Да он, наверное, русский". Жюри присудило Клайберну Первую премию и затем было множество триумфальных турне по городам СССР.

Имя этого музыканта известно каждому любителю музыки. Этот пианист стал легендой уже после своей громкой победы на конкурсе имени Чайковского, в независимости от того сложилась бы его дальнейшая музыкальная карьера или нет

«Вэн Клайберн — двадцатитрехлетний американский пианист — показал себя большим артистом, музыкантом редкого дарования и поистине неограниченных возможностей» (Эмиль Гилельс)

«Я считаю Вэна Клайберна гениально одаренным пианистом... Его победа на таком трудном конкурсе [речь о конкурсе Чайковского] по праву может быть названа блистательной. Его врожденный артистизм и тончайшая музыкальность облагораживают все, что он играет...» (Святослав Рихтер)

«Это молодой Рахманинов!» воскликнул Гольденвейзер, впервые услышав игру Вана Клиберна.

Есть ли ещё один такой музыкант, получивший в свои 25 лет подобные высокие оценки своего мастерства от гениев

пианистов ХХ века!? http://www.lemmatizer.org/person.php?p=cliburn

Для российских ценителей искусства разных поколений Ван Клиберн - человек-легенда. Американский музыкант - ученик выпускницы Московской консерватории Розины Левиной. После триумфальной победы в Москве Клиберн завоевал признание во всем мире. Его альбом с записью первого фортепианного концерта Чайковского стал платиновым. За этот альбом Клиберн был удостоен премии «Грэмми».

http://www.gazeta.ru/news/culture/2009/09/16/n_140...

Харви Ван Клиберн родился в 1934 году в американском городе Шривпорте (штат Луизиана). С трех лет Ван Клайберн учился играть на фортепиано у своей матери Рильдии Клайберн. Его мать училась вместе с Артуром Фридхаймом, который был учеником Ференца (Франца) Листа. Первое публичное выступление состоялось, когда мальчику исполнилось 4 года. В 12-летнем возрасте он дебютировал с Хьюстонским Симфоническим оркестром в качестве победителя национального конкурса молодых пианистов в США. В 1954-м окончил Джульярдскую музыкальную школу в Нью-Йорке, где обучался под руководством Розины Левиной, чье имя выгравировано на доске выдающихся выпускников Московской консерватории. Всемирную известность ему принесла первая премия на I международном конкурсе им. П.И.Чайковского в 1958 году. Тогда Дмитрий Шостакович и Святослав Рихтер назвали Ван Клиберна гениально одаренным пианистом. А патриарх московских пианистов Александр Борисович Годенвейзер, услышав впервые Клиберна, воскликнул: "Это молодой Рахманинов".

На родине его встречали как национального героя. А день 20 мая в США стали отмечать ежегодно как День музыки - поскольку именно в этот день в Москве в 1958 году Ван Клиберн получил золотую медаль победителя Первого конкурса Чайковского. С 1960 по 1972 гг. Клиберн гастролировал в СССР 4 раза: в обеих столицах, Киеве, Минске, Тбилиси, Сочи и Новосибирске. Он сделал много уникальных записей большинства фортепьянных концертов и своих сольных выступлений. Выступал он для президентов США (начиная с Гарри Трумэна), членов королевских домов Европы и глав государств Европы, Азии и Южной Америки. В 1962 году Ван Клиберн основал Международный фортепианный конкурс своего имени, который стал одним из самых престижных в мире. Им основаны стипендиальные программы в вузах Америки, Будапешта, Москвы и Ленинграда. В разных городах США его именем названы концертные залы.

В 80-е годы известный пианист с головой ушел в благотворительность и почти прекратил концертную деятельность. Обучение и развитие талантов юных исполнителей всегда было главным интересом Ван Клиберна. Он основал стипендиальные программы во многих музыкальных университетах, включая Школу Джуллиард, Консерваторию Цинцинатти, Христианский Техасский Университет, Университет Луизианы, Академию Листа в Будапеште, Консерваториях Москвы и Ленинграда. Он работал в Попечительском совете Академии Искусств в Интерлокене и Мичигане, где создал стипендиальные программы. Он построил Vаn Сliburn Sсhоlаrshiр Lоdgе в Интерлокене, чтобы собирать дополнительные средства.

На сцену он вернулся только в 1987 году, и снова это было связано с СССР. Пианист выступил в Белом доме в Вашингтоне на торжественном ужине в честь Михаила Горбачева. Два года спустя, когда прошел уже 31 год после памятного Конкурса Чайковского, Клиберн вернулся в СССР, чтобы выступить в Большом Зале консерватории в Москве и Ленинграде. Видно почувствовав вкус к сцене и рампе, Клиберн в 90-х годах снова стал активно гастролировать, выступал с различными симфоническими оркестрами Америки.

В 1998 году в связи с 40-летием Международного конкурса им. П.И.Чайковского одну из звезд в созвездии Лира Российская академия наук назвала именем Ван Клиберна. В 2001 его имя было увековечено в зале Славы Американской классической музыки, а он был удостоен пожизненной Премией за достижения Техасского культурного фонда. А его запись 1958 года Первого концерта Чайковского была помещена в зал славы Национальной Академии. В июле 2003 Президент Буш вручил Ван Клиберну Президентскую Медаль Свободы, самую значимую гражданскую награду. В феврале 2004 Национальная Академия записи и науки на вручении телевизионной премии Грэмми, наградила пианиста Пожизненной Премией за достижения в искусстве. Удивительно, но Ван Клиберн, как символ успешного культурного сотрудничества между Советским Союзом и Соединенными Штатами времен "холодной войны", в период существования СССР так и не удостоился, ни одной медали.

В 2004 году он выступил с сольным концертом на 50-летии Общества по правам человека в Центре Джона Кеннеди в Вашингтоне. В честь возвращения Ван Клиберна на сцену была выпущена коллекция из 8 компакт-дисков, в которую вошли многие его классические концертные выступления и, в первую очередь, Первый концерт Чайковского для фортепиано с оркестром.

В один из своих визитов в Россию в 1998 году: «Все свободное время посвящу встречам с друзьями, хочу побыть в России просто как обычный турист». В 2004г. Владимир Путин вручил пианисту в Кремле Орден Дружбы. В 2009 году после долго перерыва пианист посетил Москву, где дал серию своих мастер-классов, прошедших с большим успехом.

Музыкант рассказал, что любовь к Москве у него началась в очень юном возрасте, когда родители подарили ему иллюстрированную "Всемирную историю", где он нашел фотографии Кремля и собора Василия Блаженного. Отправляясь в 1958 году в Россию, он не думал продвинуться на конкурсе дальше первого тура, зато рассчитывал увидеть эти архитектурные чудеса наяву...

http://www.playcast.ru/viewFull/1173492/4cd9c43e8f...

Я одно время собирал аудио-видеозаписи с исполнением 1-го концерта Чайковского.

Потом подрастерял, когда смотреть и слушать он-лайн стало проще чем качать...

Сейчас остался Рубинштейн, Кисин-еще пионерский:) его концерт, Гилельс, Мацуев, и конечно-Рихтер(видео так и не нашел).

Имхо, считаю что любой известный фортепианный концерт - это такой мостик на границе по которому слушатель может перейти без УСИЛИЙ из бантустана Попса в империю Классика. Главное, чтобы потом на родину не захотелось. Но не у всех получаеццо :)

Я знаком с людьми, которые в силу возрастных изменений в мозгу или желания избавиться от "пролетарско-базарного" прошлого пытались слушать симфонии за кружкой пива или ходить в оперу чуть ли не ежедневно. ФигВам :)

- Оно таки подшафе все одно подпевало: "... и плачь, Европа, а у меня самая красивая..."

***

Для сведения - среди пианистов профи известна побасенка:

3-я часть(Allegro con fuoco) 1-го ф.концерта Чайковского начинается с темы:

"Дайте премию, дайте первую, дайте первую, дайте первую...

Дайте премию, дайте первую, дайте первую, Мне! "

=== и так много раз :)

Кто не верит - послушайте:

http://www.youtube.com/watch?v=v6X325UAU_4

Наверное поэтому он так и популярен среди исполнителей.

***

Очень люблю этот концерт, но все же больше люблю 1- и 2-й концерты Шопена (а у него других и нет)

До слез. Несмотря, на то, что в оркестровке Шопен не был силен...

2-й конечно круче, ближе к мейнстриму что-ли.

http://nicolaitroitsky.livejournal.com/2087224.htm...

Но лично для меня... Когда в 1-й части 1-го концерта Шопена после примерно 3:40 мин вступления оркестра вступает солист, пол-минуты повторяет тему оркестра и вдруг: примерно 4:15 мин - начинает буквально ПЕТЬ, а не играть, понимаешь зачем кому-то из музыкантов может быть нужен попс, рэп, рок-н-рол и прочая музыкальная галиматья...

Примерно для того, для чего журналисты иногда называют себя писателями. Дабы не забыли читатели, что оне(журналисты) умеют писать все же лучше читателей :)

===

Трошкы рекламы.

Для желающих приобщаться к миру классической музыки есть известная передача.

Артёма Варгафтика - "Партитуры не горят"

http://rutracker.org/forum/tracker.php?nm=%D0%9F%D...

Рекомендую.

 

ГорЧиЧник

Мапа сайту Повна версія Оновити